邵雍,
Шао ЮнШао Яо-фу, Шао Кан-цзе, прозв. Байюань сяньшэн (Господин из Байюаня), Ичуань вэн (Ичуаньский Старец). 1011, Фаньян (пров. Хэнань) — 1077. Философ и поэт. Отклонял все предложения поступить на гос. службу. В конце жизни переехал в Лоян. Дружил с
Сыма Гуаном, общался с основоположниками
неоконфуцианства —
Чжан Цзаем,
Чжоу Дунь-и и братьями Чэн (см.
Чэн И,
Чэн Хао). Осн. произведения — «Ичуань цзи жан цзи» («Собрание сочинений игравшего в городки в Ичуани»), «Хуан цзи цзин ши» («Предел-владыка, правящий миром»). Последний трактат состоит из двух частей — «Гуань у нэй пянь» («Внутренние главы о созерцании вещей») и «Гуань у вай пянь» («Внешние главы о созерцании вещей»), авторство второй части приписывается ученикам Шао Юна.
Центр. категорией филос. системы Шао Юна, объединяющей все ее уровни, является «Великий предел» (
тай цзи). Разработка проблематики «Великого предела» в творчестве Шао Юна и Чжоу Дунь-и обусловила внимание к ней на всем протяжении истории неоконфуцианства.
По Шао Юну, единый, неподвижный «Великий предел» лежит в основе космогенеза. Все, начиная от «двух образцов» (
лян и) — дуальных космических сил
инь–ян, «духа»-
шэнь [1], «чисел»-
шу [
1], «слов»-
янь, «смыслов» (
и [
3]) и кончая «тьмой вещей», возникает в результате его последовательного разделения. Процесс космогенеза и являющееся его проекцией мироздание состоят из двух сфер — сферы «прежденебесного» (
сянь тянь) и «посленебесного» (
хоу тянь). Эти два этапа космогенеза Шао Юн отождествил соответственно с двумя последовательностями расположения триграмм — «прежденебесным» (так называемый порядок Фу-си) и «посленебесным» (порядок Вэнь-вана). Сфера «посленебесного», совпадающая со сферой «послеформенного» («подформенного»,
син эр ся), возникает с установлением «телесности» (
ти [
1]). Различие этих сфер также определяет состояние cил
инь–ян: на «прежденебесном» этапе они находятся в нерасторжимой гармонии, на «посленебесном» — разделяются. Грань между сферами, переход от «бестелесного» к «телесному» Шао Юн называет «беспредельным», «не-пределом» (
у цзи) или «пределом наличия/бытия (
ю [
1]) и отсутствия/небытия (
у [
1])».
«Великий предел» является одной из сторон
дао, как и «Великое сокрытое» («Великое сокровенное» —
тай сюань) и «Великое единое» (
тай и).
Дао — «корень (
бэнь) Неба и Земли», к-рые, сами принадлежа к области «оформленного», в свою очередь являются «корнем» для всех вещей.
Дао наделяет вещи «предопределением» (
мин [1]), проявляющимся в них как структурообразующий «принцип» (
ли [1]) и «индивидуальная природа» (
син [1]). Берущий начало в
тай цзи — источнике метаморфоз вселенной — «дух» (
шэнь [
1]), являющийся их движущей силой, объединяет человека и все сущее. Основное отличие человека от «десяти тысяч вещей» — в том, что он способен постигать их
дао.
«Совершенная мудрость» (
шэн [1]) характеризуется незаинтересованным созерцанием десяти тысяч вещей, нацеленным не на их внешний облик, а на имманентно присущий им «принцип» (такое представление разделялось и школой [братьев] Чэн—Чжу [Си]). Эта концепция развивает постулаты учения
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) о познании, согласно к-рым истинное познание происходит при постижении «принципа» вещи «сердцем/сознанием» (
синь [1]) субъекта.
Познание «прежденебесного» человеком происходит с помощью «сердца/сознания», к-рое в отношении макрокосма уподобляется «Великому пределу» («сердце/сознание является Великим пределом»). Относительно микрокосма оно выступает как опорный пункт мира «прежденебесного» в человеке. «Дух», исходящий из сердца, подобно тому как в процессе космогенеза он исходит из «Великого предела», объединяет сферы «прежденебесного» и «посленебесного», «доформенного» и «послеформенного».
Условие такого познания — «воспитание сознания», заключающееся в уподоблении сознания «Великому пределу». Субъект должен отказаться от стремления к выгоде, от взгляда на мир через призму собственного «я» и от чувств/эмоций (
цин [
2]). Благодаря приведению к единству и неделимости сознание становится способным отзываться на «тьму превращений». Это позволяет сознанию стать опустошенным и недвижимым, как «Великий предел». Другая необходимая предпосылка истинного познания — обладание предельной «искренностью» (
чэн [1]), о к-рой говорил Мэн-цзы. Достигаемое т.о. состояние сознания, осн. характеристика к-рого — слияние с тьмой вещей, является полным выражением человеч. «природы» (
син [
1]), совершенным проявлением «духа»-
шэнь [
1].
Т.о., идеальным субъектом познания «прежденебесного» является «совершенномудрый», к-рый, не отделяя себя от всего сущего, вместе с тем изначально ощущает единство своего «сердца/сознания» c «прежденебесным». «Совершенномудрый» — наивысший из людей, истинное гл. звено «триады сущностей» (
сань цай). Представления Шао Юна о «совершенномудром» человеке впоследствии повлияли на концепцию познания
Чжу Си.
Развивая заложенные в комментариях-«крыльях» «И цзина» (см.
«Чжоу и») представления о происхождении из «Великого предела» «двух образцов», «четырех образов» и восьми триграмм, Шао Юн описал основанную на геометрич. прогрессии систему возникновения 64 гексаграмм (см.
Гуа [2]) из «Великого предела». С т.зр. Шао Юна, существование всех объектов «посленебесного», в т.ч. человека, подчиняется числовым закономерностям, проявляющимся в символических (
сян [
1]) построениях. Эти представления легли в основу теоретич. системы Шао Юна, к-рую он называл «учением об образах и числах» (
сяншучжи-сюэ), а также «учением о прежденебесном» (
сянь тянь сюэ).
Под влиянием буд. представлений о смене кальп Шао Юн создал свою концепцию бесконечно повторяющихся космич. циклов (впоследствии ее полностью заимствовал Чжу Си). Этапы развития циклов выражаются сменой гексаграмм. Так, начало цикла связывается с гексаграммой
фу, обозначающей возникновение активности силы
ян [
1], его расцвет — с гексаграммой
цянь, пиком активности
ян [
1], а конец — с гексаграммой
кунь, воплощением силы
инь [
1]. Каждый цикл (
юань [
1]), длящийся 129 600 лет, состоит из 12 эпох (
хуй [
1]), эпоха — из 30 «оборотов» (
юнь), равных 12 поколениям (
ши [
11]) по 30 лет. Пропорции этих этапов Шао Юн соотносит с календарем — год, как и главный цикл, состоит из 12 месяцев по 30 дней в каждом, день делится на 12 страж (
ши [
1]), каждая по 30 больших минут (
да фэнь). В первую эпоху возникает Небо, во вторую появляется Земля, в третью — человек; на период наивысшего расцвета силы
ян [
1] приходится шестая эпоха, рассматривающаяся как своего рода «золотой век». Но уже с седьмой эпохи начинается рост силы
инь [
1], продолжающийся вплоть до конца цикла.
Шао Юн выделял четыре этапа историч. процесса, накладывающиеся на общую структуру каждого цикла. Смена этапов правления трех верховных правителей (
хуан), пяти императоров (
ди [
1]), трех царей (
ван [
1]) и пяти гегемонов (
ба [
1]), опирающихся соответственно на «недеяние» (
у вэй), «добро» (
шань [
2]), «долг/справедливость» (
и [1]) и силу разума, связана с постепенной деградацией миропорядка.
Конф. традиция (см.
Конфуцианство) причисляет Шао Юна к числу «пяти сунских мудрецов» наряду с Чжоу Дунь-и, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао. Его учение о познании, философия истории и нумерологич. построения оказали влияние на неоконф. школы
ли сюэ и
синь сюэ. «Учение об образах и числах», разработанное Шао Юном, легло в основу многих концепций традиц. кит. науки, в т.ч. медицины.
Источники: Шао Юн. Ичуань цзи жан цзи (Собрание сочинений игравшего в городки в Ичуани). Цз. 1–20 // СБЦК. 151. Т. 1702–1705. Шанхай, 1929;
он же. Хуан цзи цзин ши шу (Предел-владыка, правящий миром) // СББЯ. Т. 1550. Цз. 3. Разд. Син лицзин и (Рафинированный смысл природы и принципа). Шанхай, 1936;
он же. Хуан цзи цзин ши шу. Шанхай, 1990;
Виногродский Б.Б. (пер.). Числа превращений дикой сливы мэй-хуа (Мэйхуа и шу). Киев, 1993;
Liu Da (tr.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung’s Classic “Plum Blossom Numerology”. S.F., 1979.
Литература: Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства // Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978;
Birdwhistell A.D. Transition to Neo-Confucianism: Shao Yung on Knowledge and Symbols of Reality
. Stanf., 1989;
Harlez Ch. de. L’école philosophique moderne de la Chine ou système de la nature (Sing-Li). Brux., 1980, p. 77–110;
Smith K.,
Bol P.,
Adler J.,
Wyatt D. Sung Dynasty Uses of the I Ching. Princ., 1990;
Wyatt D.J. Shao Yung: Champion of Philosophical Syncretism in Early Sung China. Harvard, 1984;
id. The Recluse of Loyang: Shao Yung and the Moral Evolution of Early Sung Thought. Honolulu, 1996.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 617-619.